МАДОУ №82 «Сказка» 353907, Краснодарский край, город Новороссийск, улица Козлова, 39 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 721-13-84
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: mdoy82@yandex.ru

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

 

Социально-психологическая готовность:

Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).

Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

 

Физиологическая готовность –

 уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья а также развитие школьно-значимых психологических функций:

Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

 

Как организовать занятий с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию.

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.

70% от того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.

30% того, что ребенок видит — он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

 

 

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Экспресс – анкета «Готов ли ребенок к школе?»

Оцените предложенные вопросы, за каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течении 30 минут (например, собирать конструктор).
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых, нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам (например, дом – дома, кровать – кровати и пр.)?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы (например , 8=1, 5-1)?
  11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку (т.е. он уверенно, без дрожи в руке чертит линии, вырисовывает буквы и пр.)?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за одну минуту?
  14. Знает ли ребенок название домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья и пр.)?
  15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» : помидоры, морковь, картофель или «деревья»: березы, сосны, акации и т.д.)?
  16. Может ли Ваш ребенок самостоятельно пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно (рисовать, собирать мозаику, конструктор, пазлы и пр.)?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

Оценка результатов:

15 -18 баллов – можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.

10 – 14 баллов – вы на правильном пути, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

9 баллов и меньше – прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет делать.

 

Источник: Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!:

Увлекательная подготовка детей к первому классу. М., Глобус, 1995.